Два брата
В какие времена совсем неважно, супруги жили. Долго не было у
них детей. В преклонном возрасте жена рожала двух сыновей, двух близнецов, двух
братьев. Тяжёлыми те роды были, и женщина, родив двух сыновей, в иной мир вскоре
отошла.
Отец кормилиц нанимал, старался выходить детей и выходил, и до
четырнадцати лет растил. Но умер сам, когда пятнадцатый годок пошёл сынам.
Похоронив отца, два брата в скорби в горнице сидели. Два брата-близнеца. Их три
минуты разделяли в появлении на свет, и потому среди двоих один считался
старшим, другой — младшим. После молчанья скорбного брат старший произнёс:
— Отец наш, умирая, свою печаль поведал нам о том, что мудрость
жизни не успел нам передать. Как будем жить без мудрости с тобой, мой младший
брат? Несчастным род без мудрости наш будет продлеваться. Над нами могут
посмеяться те, кто успел мудрость от отцов принять.
— Ты не печалься, — младший старшему сказал, — в задумчивости
часто ты бываешь, быть может, время так распорядится, что ты в задумчивости
мудрость и познаешь. Я буду делать всё, что скажешь ты. Я без задумчивости жить
могу, и всё равно мне жить приятно. Мне радостно, когда день наступает, и когда
закат. Я буду просто жить, трудиться по хозяйству, ты — мудрость познавать.
— Согласен, — старший младшему ответил, — только нельзя,
оставшись в доме, мудрость отыскать. Здесь нет её, никем здесь не оставлена она,
никто к нам сам не принесёт её. Но я решил, я старший брат и должен сам для нас
обоих, для рода, что в веках продлится, всё мудрое, что в мире есть, найти.
Найти и принести в наш дом, и подарить потомкам рода нашего и нам. Все, что есть
ценного от нашего родителя, с собой возьму и обойду весь мир, всех мудрецов из
разных стран, познаю все науки их и в дом родной вернусь.
— Твой долог будет путь, — брат младший сочувственно сказал, —
есть конь у нас, возьми коня, повозку, побольше нагрузи добра, чтоб меньше
бедствовать в дороге. Я дома остаюсь и буду ждать мудрейшего тебя.
Надолго братья расставались. Прошли года. От мудреца шёл к
мудрецу, от храма в храм, ученья познавал востока, запада, на севере бывал и юге
старший брат. Великолепной память у него была, ум острый схватывал всё быстро и
легко запоминал.
Лет шестьдесят по миру шёл брат старший. Стали волосы и борода
его седыми. Пытливый ум всё странствовал и мудрость познавал. И стал считаться
из людей мудрейшим седой странник. Гурьбою следовали за ним ученики. Он
проповедовал умам пытливым мудрость щедро. Ему внимали с восхищением и те, кто
молод был, и старики. И впереди его о нём великая шла слава, селения оповещая на
пути о мудреца пришествии великом.
И в ореоле славы, окружен толпой учеников подобострастных, к
селению, где в доме был рождён, из которого ушёл он юношей в пятнадцать, где не
был шестьдесят он лет, всё ближе подходил седой мудрец. Все люди из селения
встречать его пришли, и младший брат с похожей сединой навстречу выбежал ликуя,
и голову склонил пред братом-мудрецом. И в умиленьи радостном шептал:
— Благослови меня, мой брат-мудрец. Войди в наш дом, омою ноги
я твои после дороги долгой. Войди в наш дом, мой мудрый брат, и отдохни.
Величественным жестом всем ученикам своим велел мудрец остаться
на пригорке, принять дары встречающих, беседы мудрые вести и в дом вошёл за
братом младшим. Сел у стола устало в горнице просторной величественный и седой
мудрец. И младший брат стал тёплою водою его ноги омывать и слушать речи
брата-мудреца. И говорил ему мудрец:
— Я выполнил свой долг. Познал учения великих мудрецов, своё
учение создал. Я в доме ненадолго задержусь, теперь других учить, — в том мой
удел. Но раз тебе я обещала дом мудрость принести, обещанное выполняя, я у тебя
день погощу. За это время истины мудрейшие тебе, мой младший брат, я сообщу. Вот
первая: все люди должны жить в саду прекрасном.
Чистым, с красивой вышивкою полотенцем ноги вытирая, хлопотал,
всё угодить пытался младший старшему и говорил ему:
— Отведай, на столе перед тобой стоят плоды из сада нашего, сам
для тебя их лучшие собрал.
Плоды разнообразные прекрасные вкушал мудрец задумчиво и
продолжал:
— Необходимо, чтоб каждый на земле живущий человек сам родовое
дерево взрастил. Когда умрёт, то дерево его потомкам доброй памятью останется.
Оно и воздух для дыхания потомков будет очищать. Все мы хорошим воздухом должны
дышать.
Заторопился младший брат, захлопотал, сказал:
— Прости, мой мудрый брат, я позабыл открыть окно, чтоб
воздухом ты свежим подышал. — Он занавесочки отдёрнул, распахнул окно и
продолжал: — Вот воздухом двух кедров подыши. Их я посадил в тот год; когда ты
уходил. Одну своей лопаткой лунку выкопал для саженца, а для второго ямочку
твоей лопаткою копал, что ты играл когда-то, в детстве нашем.
Мудрец задумчиво на дерева взирал, потом проговорил:
— Любовь — великое есть чувство; Не каждому с любовью жизнь
прожить дано. И мудрость есть великая — к любви днём каждым каждый должен
устремиться.
— О, как ты мудр, мой старший брат! — воскликнул младший. —
Великие познал ты мудрости, и я теряюсь пред тобой, прости, не познакомил даже
со своей женой, — и крикнул к двери обращаясь: — Старушка, где же ты, моя
стряпушка?
— Так вот же я, — в дверях весёлая старушка показалась, неся на
блюде пироги парящие. — Я с пирогами задержалась.
Поставила на стол пирог, весёлая старушка игриво реверанс
смешной пред братьями изобразила. И близко к брату младшему, своему супругу,
подошла, сказала полушепотом, но шёпот тот услышал старший брат:
— К тому ж ты, муженёк, прости меня, уйду сейчас, прилечь
должна.
— Да что ж ты, непутёвая, вдруг отдыхать решила. У нас гость
дорогой, мой брат родной, а ты...
— Не я, кружится голова, да и тошнит слегка.
— И от чего же так могло у хлопотушки у тебя случиться?
— Быть может, сам ты виноват, опять, наверное, дитя у нас
родится, — со смехом молвила старушка, убегая.
— Прости, мой брат, — винился младший брат смущённо перед
старшим, — не знает цену мудрости, всегда весёлою она была и в старости вот
веселушкою осталась.
Задумчивым мудрец всё дольше оставался. Задумчивость его шум
детских голосов прервал. Услышал их мудрец, сказал:
— Великую познать стремиться мудрость должен каждый человек.
Как воспитать детей счастливыми и справедливыми ко всему.
— Поведай, мудрый брат, я жажду счастливыми своих детей и
внуков сделать, ты видишь, вот вошли они, шумливые мои внучата.
Два мальчика не старше шести лет и девочка лет четырёх в дверях
стояли и спорили между собой. Угомонить пытаясь ребятню, брат младший торопливо
им сказал:
— Быстрей мне говорите, что у вас стряслось, шумливые, и не
мешайте нам беседой заниматься.
— Ой, — меньший мальчик восклицал, — два дедушки из одного
случились. Где наш, а где не наш, как разобрать?
— Так вот же наш дедулечка сидит, разве не ясно? И к младшему
из братьев малышка внучка подбежала, к ноге щекой прижалась, за бороду трепала и
щебетала:
— Дедулечка, дедулечка, к тебе спешила я одна, чтоб показать,
как танцевать я научилась, а братья сами за мною увязались. Один с тобою хочет
рисовать, он, видишь, досточку и мел принёс. Второй свирель несёт и дудочку, он
хочет, чтобы ты ему на дудочке и на свирели поиграл. Дедулечка, дедулечка, но я
ведь первая к тебе идти решила. Ты всем им так скажи. Отправь, дедулечка, их
восвояси.
— Нет, первым я шёл рисовать, со мною брат уже потом решил
идти, чтоб на свирели поиграть. — Заметил внук с куском досточки тонкой.
— Вас два дедулечки, вы рассудите, — внучка щебетала, — кто
первым шёл из нас? Так рассудите, чтоб я первою была, а то заплачу горько от
обиды.
С улыбкою и грустью на внучат смотрел мудрец. Ответ готовя
мудрый, напрягал на лбу морщинки, но ничего не говорил. Засуетился младший брат,
не дал продлиться паузе возникшей и быстро взял из детских рук свирель и, не
задумавшись, сказал:
— Предмета нет для спора вообще у вас. Танцуй, красавица моя и
попрыгушка, я подыграю танцу на свирели. На дудочке поможет мне играть мой милый
музыкант. А ты, художник, нарисуй, что звуки музыки рисуют, и как танцует танец
балерина, нарисуй. А ну-ка, быстро разом все за дело.
Брат младший на свирели мелодию весёлой и прекрасной выводил, и
внуки увлечённо все одновременно вторили ему, своё любимое изображая. На дудочке
старался не отстать в мелодии великий, в будущем известный музыкант. Как
балерина, прыгала малышка, вся раскраснелась, радостно изображала танец свой.
Художник будущий картину радостную рисовал.
Мудрец молчал. Мудрец познал... Когда окончилось веселье,
встал:
-Ты помнишь, брат мой младший, зубило старое отца и молоток,
мне дай их, я главный свой урок на камне вырубить хочу. Сейчас уйду. Наверно, не
вернусь. Меня не останавливай, не жди.
Ушёл брат старший. Седой мудрец с учениками к камню подошёл,
тропа тот камень огибала. Тропа, что странников за мудростью звала в края
далёкие от дома своего. День проходил, ночь наступала, седой мудрец стучал,
рубил на камне надпись. Когда закончил обессиленный седой старик, его ученики на
камне прочитали надпись:
"Что ищешь, странник, — всё с собой несёшь, и не находишь
нового теряешь с каждым шагом". В. Мегре. Звенящие кедры России. |